?

Log in

No account? Create an account
new_logo

colormondays_ru


Кухня художника и все его радости


Previous Entry Share Flag Next Entry
О пигментах, церулеуме и тонкостях выбора акварели
nperminova wrote in colormondays_ru
Многие преподаватели, учебники и прочие ресурсы твердят, что одно из основных правил в работе с акварелью - не смешивать больше двух-трех красок, чтобы не получить "грязь". В то же время, ученики жалуются, что даже при смешивании двух красок можно получить вместо ярких цветов грязные лужи.
Мы решили рассмотреть эту проблему немного с необычной стороны, а, заодно, разобраться почему такие разные оливки и где хороший церулеум.

Магазин художественных пигментов в Венеции

Пигменты. В акриле, темпере, масле, акварели, гуаши, пастели, карандашах, маркерах есть красящие пигменты, они-то и делают наш художественный мир таким ярким. Органические, неорганические, натуральные, полученные химическим путем, древние и современные аналоги - справочники с пигментами изобилуют информацией и потребуется несколько лет, чтобы подробно их изучить. Практически все свойства краски (яркость, светостойкость, прозрачность) передаются ей от используемых пигментов. Эта информация всегда указывается производителем на упаковке, ее также можно найти на официальных сайтах и брошюрах. Обозначаются пигменты буквенно-циферным кодом, например, P.Y.37 (пигмент желтый №37 сульфид кадмия - более известный нам как кадмий лимонный) или P.B.35 (пигмент синий №35 станнат кобальта(II) - тот самый церулеум).


Интересный момент: для всех пигментов есть своя предельная тонкость помола, поэтому некоторые краски расслаиваются и выпадают в осадок на бумаге, образую так называемую зернистость. Избежать этого нельзя, потому как при более мелком помоле пигмент существенно меняет цвет.

Так какое же влияние оказывают пигменты на образование "грязи"? Все дело в уникальном рецепте акварели. Краска может быть однопигментой и составной, т.е. двух-трех-пигментой (а может и больше). Получается, если вы смешаете три однопигментых краски, то с большей вероятностью получите яркий цвет, т.к. смешали всего 3 пигмента. А если смешать три двухпигментых краски, то смешивается уже шесть уникальных пигментов, а это уже немножко перебор.

Совет: собирая свою палитру красок отдавайте предпочтение однопигментым краскам, меньше шансов получить грязь экспериментируя с красками.


У каждого производителя, как у хорошего повара, свой рецепт красок. Бледную, несветостойкую краску всегда можно заменить более качественной из палитры другой марки. Но, подбирая аналоги полюбившимся цветам у другого производителя, ориентируйтесь не на название, а на состав пигментов. Мы сравнили 5 акварельных красок с одним названием "Оливковая зеленая" но от разных производителей и вот, что получилось.
2014-10-28 12.31.21.jpg

Оливки действительно разные, но и состав разный. По порядку:

1. Horadam Schmincke
P.O.62 Оранжевый бензимидазол. Устойчивый желтовато-оранжевый пигмент, который становится тусклым в отмывках, имеет органическое происхождение, теряет интенсивность при высыхании.
P.G.36 Зеленый ФЦ. Прозрачный, теплый, яркий пигмент органического происхождения. Отличается от пигмента PG-7 тем, что в PG-36 атомы хлора заменены на атомы брома, дающего желтоватый оттенок, особенно заметный в смесях.

2. Rembrandt Royal Talens
P.G.7 Зеленый ФЦ. Прозрачный, холодный, яркий пигмент органического происхождения с голубоватым оттенком.
P.Y.150 Азометин никеля. Прозрачный, устойчивый теплый желтый
P.V.19 Розовый хинакридон. Часто рекомендуется как основной красный в цветовом круге.

3. Белые ночи Невская палитра
P.G.17 Оксид хрома. Тусклый пигмент с желтоватым оттенком. Чаще всего используемый цвет для окрашивания камуфляжа, т.к. нестандартно ведет себя в инфракрасном излучении, по некоторым данным, также используется в чернилах на долларах США
P.Y.1 Ганза желтая. Яркий, с красноватым оттенком пигмент с низкой светостойкостью. В международной классификации пигментов рекомендуется к использованию только в ученических красках.
P.Bk.7 Сажа ламповая. Неорганический пигмент с глубоким черным оттенком может быть слегка коричневат или голубоват в отмывках из-за примесей. Один из самых непрозрачных оттенков в акварели.

4. Van Gogh Royal Talens
P.G.7 Зеленый ФЦ.
P.Y.154 Желтый бензимидазол. Прозрачный тусклый пигмент, относящийся к группе моноазо красителей со слегка зеленоватым оттенком.

5. Artist’s Winsor&Newton
P.Y.42 Оксид железа желтый. Этот пигмент производится из синтетического оксида железа против пигмента PY-43, который производится из натурального оксида железа. Имеет тусклый коричневатый оттенок
P.G.7 Зеленый ФЦ.

Как мы видим, у каждого производителя свой рецепт оливкового зеленого. Ориентируясь на свойства пигментов можно примерно предсказать как будет вести себя краска на бумаге и в смесях, а также можно попробовать подобрать свой составной цвет, имея в наличии нужные монопигментные краски.

А что там насчет церулеума?

Традиционный пигмент для церулеума один - P.B.35 Церулеум. Он используется Невской палитрой для Церулеума (№503), Royal Talens для Церулеума (№534) и W&N для Церулеума (№137).



Однако, сейчас наблюдается тенденция - традиционный пигмент P.B.35 заменяется пигментом с улучшенными характеристиками P.B.15 - фталоцианин меди. Церулеум в таком исполнении встречается у Rembrandt - Церулеум ФЦ (№535), Van Gogh - Церулеум голубой (№535), Cotman - Церулеум (№139)



Это более яркий, устойчивый к различным воздействиям, плотный цвет. Его используют настолько широко, что в период 1980-90-х годов только в Японии было произведено более 10 000 тонн этого пигмента, он занимает первое место по объемам производства.

Будьте осторожны! Иногда производители акварели, чтобы придать цвету еще большуя яркость и плотность, добавляют белила, из-за этого цвет при смешивании с другими красками может выдать выбеленную смесь.

Мир пигментов огромный и захватывающий, можно заниматься настоящими исследованиями, изучая свой любимый набор красок. А нам интересно, пользутесь ли вы красками одной марки или расширяете набор, докупая краски разных производителей?